Виртуальный выставочный проект «Крестьянский философ и просветитель».

 «Крестьянский философ и просветитель»

(к 200-летию со дня рождения Т. М. Бондарева)

«В поте лица снеси хлеб твой…»

Т. М. Бондарев

В 2020 г. исполняется 200 лет со дня рождения Тимофея Михайловича Бондарева - крестьянского философа, просветителя, страстного искателя правды, идейного вдохновителя и друга Льва Николаевича Толстого. К этой знаменательной дате коллектив ГАУК РХ «Хакасский национальный краеведческий музей имени Л. Р. Кызласова» совместно с МБУК «Минусинский региональный краеведческий музей имени Н. М. Мартьянова» подготовил виртуальный выставочный проект «Крестьянский философ и просветитель».

Проект «Крестьянский философ и просветитель» иллюстрирует жизнь и творчество крестьянина-самородка Т. М. Бондарева с д. Иудина Бейской волости, Минусинского уезда, Енисейской губернии (ныне с. Бондарево).

Из биографии Т. М. Бондарева известно, что «в период военной службы, еще до своей ссылки в Сибирь, во второй половине 1860 – х годов Бондарев вступил в секту. Над ним был совершен еврейский обряд обрезания, и он принял имя Давида Абрамовича». Сам Тимофей Бондарев пишет: «Я веры иудействующей, именуемый субботник…». За отступничество от православной веры Бондарева направляют на вечное поселение в Сибирь. Енисейский Губернатор определил ссыльного в д. Иудина, именно туда поселялись отступники от православия (субботники, молокане).

Находясь в сибирской ссылке, Тимофей Михайлович создает свое философское сочинение «Трудолюбие и тунеядство, или торжество земледельца», оставившее значительный след в русской культуре.

Л. Н. Толстой, ознакомившись с рукописями Бондарева, был глубоко потрясен идеей об обязательности труда для каждого человека. Это оказалось созвучно его духовным исканиям. «Мое мнение, — писал он, — что вся русская мысль, с тех пор как она выражается, не произвела со своими университетами, академиями, книгами и журналами ничего подобного по значительности, силе и ясности тому, что высказали два мужика — Сютаев и Бондарев… Двум русским мужикам, простым, чуть грамотным мужикам (Сютаеву и Бондареву), я обязан более, чем всем ученым и писателям вместе взятым». Между Т. М. Бондаревым и Л. Н. Толстым завязалась переписка, переросшая в крепкую дружбу.

Всего известно 23 письма Бондарева к Льву Толстому, 7 из которых опубликованы. Опубликованы также 11 писем Л. Н. Толстого к Т. М. Бондареву.

Усилиями Л. Н. Толстого труд Тимофея Михайловича Бондарева с некоторыми сокращениями был переведен на французский язык. А в 1906 г., после смерти Бондарева, сочинение «Трудолюбие и тунеядство, или торжество земледельца» было опубликовано на русском языке с предисловием Льва Николаевича Толстого.

Кроме основного трактата, Т. М. Бондарев оставил ряд дру­гих рукописей – «Первородное покаяние», «Се человек», «Памятник» (хранятся в фондах Минусинского музея) и др. По подсчету са­мого Бондарева, сделанному не­задолго до смерти, всего им было исписано около 3500 листов.

Последние годы своей жизни Т. М. Бондарев занимался оборудованием своей будущей могилы. Особенно много времени потратил он на то, чтобы высечь на двух каменных плитах свое завещание потомкам: «Все это я пишу не современным мне жителям, а тем будущим родам, которые после смерти моей через 200 лет родятся… Прощайте, читатель, я к вам не приду, а вы все ко мне придете».

Выставочный проект «Крестьянский философ и просветитель» включает в себя фотоматериалы, негативы, копии рукописей, копии писем (расшифровка писем), иллюстрации книг о Тимофее Михайловиче Бондареве.

События и мероприятия

    Страницы

      Новости
      Программа Недели "Музей и дети"
      Решаем вместе
      Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!