«Автопортрет на фоне Вселенной»

«Автопортрет на фоне Вселенной»

к 65 - летию со дня рождения художника Александра Доможакова

 

Вселенная…можно ли постигнуть ее бесконечность и слиться в единстве со всем сущим?! С древних времен людей манило и завораживало звездное небо. Стремясь понять его тайну и совершенство, мыслители и художники задавали вопросы, а затем запечатлевали в наскальных рисунках – петроглифах ответы - три мира, небесные олени и колесницы, круговорот смерти и рождения. В эпосе и легендах сохранена для нас мудрость ушедших веков и историческая память. Художники, музыканты, поэты очень часто являются провидцами истории и будущего. Они тонко чувствуют временную ткань Вселенной и дарят в своих произведениях радость этого открытия людям.

В 2020 году прекрасному хакасскому художнику Александру Доможакову исполнилось бы 65 лет. Хакасский национальный музей обладает самой большой коллекцией его произведений. И эта выставка – наша благодарность мастеру за творчество, которое стало его автопортретом, написанным на фоне Вселенной.

Александр Доможаков родился в семье врачей, воплотившей в себе философию связи жизни и смерти. Отец Саши, Виктор Федорович, был патологоанатомом, мать, Клавдия Никифоровна – акушером-гинекологом. С раннего детства Александра отличали чуткость к восприятию внешнего мира и глубокий, сложный, многообразный и многокрасочный мир внутренний. Окончив Детскую художественную школу, а затем и художественное училище им. В. И. Сурикова в г. Красноярске, Александр вернулся в Абакан уже сформировавшимся художником – творцом. Женился, у него родился сын Аяс. Саша был очень увлеченным человеком, он всегда чем-то жил, горел, готов был обсуждать часами предмет своего интереса. В шестом классе – туризм, 1970- е гг. – дельтапланеризм, позже водный туризм. В начале 1980 – х гг. он страстно увлекся изучением древней истории и древнего искусства Хакасии.  Со своим другом известным художником В. Ф. Капелько и его женой археологом Э. А. Севастьяновой Александр совершает пешие походы по археологическим местам, участвует в раскопках. Так появились работы на тему древних каменных изваяний Окуневской эпохи. Он хотел ощутить себя древним художником, смотреть на мир его глазами. Каменные изваяния и художественные изделия, обнаруженные при раскопках курганов, бесчисленное количество древних рисунков – петроглифов от одиночной тамги до многометровых композиций, в которых перед нами разворачиваются батальные и ритуальные действия, иллюстрирующие разнообразную жизнь древнего общества – это все находило отражение в его произведениях. Для Александра Доможакова искусство первобытности было одним из главных средств познания окружающего мира и своего места в этом мире.  Получив классическое образование в училище и восприняв Суриковскую школу критического реализма, Александр создавал произведения, основой которых была система взаимопроникновения духовно-материальной культуры коренного этноса и советского изобразительного искусства. Художник в своих реалистических работах пытался постичь глубину человеческой сущности и перенести ее на холст. К концу 1980 – х годов Александр окончательно окреп как художник – реалист. Часто символические по внутреннему смыслу и реалистические по форме, его работы содержат глубокие идеи о бесконечности времени и пространства и о конечности и одиночестве в нем отдельной человеческой жизни. В начале 1990-х гг. художник понял, что реалистический стиль письма не может полностью показать внутреннее состояние постоянно меняющегося человека и потому он обращается к абстрактному искусству.  Он уходит от рисунка и фиксирует главенство цвета, знаковость формы.  Он смело пишет пальцами, эпатируя зрителя. В начале 1990 – х гг. это не было понято и принято в Хакасии.  В творчестве Александра в те годы прослеживаются основные архетипические образы: олень, всадник, лодка, солярный круг.  В этот период у художника сложился свой стиль, и это время мы называем периодом расцвета его творчества. Вопрос о значении и семантике изображенных на холстах Александра Доможакова образов так же не прост, как вопрос семантики изображений на изваяниях и стелах.  И это вполне закономерно, так как между нами и людьми, вкладывавшими смысл в эти рисунки, лежит пропасть в 4 тысячи лет. Но художник догадывался, прозревал тайные смыслы и предполагал истинное значение отдельных образов и общей композиции. Наиболее характерными чертами мировоззрения и творчества художника являются его планетарность, его нацеленность на познание процесса мироздания, источника жизни, роли солнца и места человека в мире. Эти представления принимают у Александра мифологическую форму. Они воплотились в символических образах животных или антропоморфном существе, солнечном божестве, в солярных знаках, магических символах. С наибольшей полнотой и выразительностью эти древнейшие мифические персонажи представлены в его живописных произведениях. В них отражается дуалистическое восприятие мира: небо и земля, мужское и женское начала, рождение и смерть. Конец 1990 х гг. был ознаменован творческим кризисом, поиском новых форм в искусстве, появляются работы со спиралями и стрелами - это графическое выражение внутреннего состояния автора, вызвавшее потребность вернуться к понятному и чистому реализму. Видимо, Александр пришел к выводу о непродуктивности и ненужности своих поисков в искусстве. По работам художника мы можем проследить все этапы не только его творчества, но и самой жизни.

За свою короткую творческую жизнь Александр Доможаков успел немало: им создано около тысячи живописных и графических работ. Они хранятся в Хакасском, Минусинском, Черногорском музеях, картинных галереях, частных собраниях в России и за рубежом. Сейчас имя этого хакасского художника обрастает легендами и слухами. Его творчеству трудно дать однозначную оценку: оно слишком неожиданное, странное и сложное в общей канве искусства Хакасии того периода. Однако остается тот факт, что Доможаков был одним из самых современно мыслящих художников республики. Александр стремился не столько к воспроизведению действительности, сколько к выражению своего эмоционального состояния. Для него всегда первичным был творческий акт, а не продажа произведений. В широком смысле он создавал искусство, которое ставило перед собой задачу не столько воспроизведения действительности, сколько выражения эмоциональных и интеллектуальных переживаний, порождаемых этой действительностью.  Впечатления и умственные образы проходили через душу Александра как через фильтр, освобождались от всего наносного и на холстах проявлялась их чистая сущность. Драматические полотна Александра Доможакова пронизаны эмоциями восторга, негодования, прозрения. Пастозные, резкие, нервные мазки и изломанные линии отличают его работы. Художник всегда был более свободным, чем другие, он открывал для нас свой внутренний мир, заставляя мыслить древними знаковыми символами и соединять их в определенную эмоциональную канву.

Александр Доможаков – один из крупнейших хакасских художников современности, творчество которого оказало значительное влияние на хакасскую школу живописи. Главная заслуга Александра состоит в том, что он первый в среде хакасских художников конца ХХ века оценил поэтическую образность хакасской археологии, истории и фольклора, всю красоту древнего искусства. Его поиски в символично-знаковом направлении обогатили искусство Хакасии в целом, и мы уверены в том, что своим творчеством и своей жизнью он создал прекрасный автопортрет на фоне Вселенной.

 

Куратор проекта Ольга Ахремчик

События и мероприятия

    Страницы

      Новости
      Программа Недели "Музей и дети"
      Решаем вместе
      Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!