Выставка «Хакасия. Культура и память»

3 июля отмечается День Республики Хакасия. К этому дню Хакасский национальный музей имени Л. Р. Кызласова подготовил выставку «Хакасия. Культура и память», которая расскажет внимательному зрителю о культурных особенностях нашего региона, познакомит с хакасской этнографией, покажет экспонаты, хранящиеся в фондах музея и редко экспонируемые.

Республика Хакасия расположена в долине Среднего Енисея на Саяно-Алтайском нагорье. Ее территория равняется 61,9 тыс. кв. км.  Богатый исторический и природный контекст являются ее особенностями. В 1923 г. после образования Хакасского уезда с центром в селе Усть-Абаканское территория левобережья долины Среднего Енисея стала официально называться Хакасией. В 1925 г. уезд был преобразован в Хакасский округ с центром в г. Хакасск. В 1930 г. была образована Хакасская автономная область, с 1931 г. центром стал город Абакан. В 1991 г. Хакасия получила статус республики.

Хакасия – многонациональный субъект Российской Федерации, здесь проживают представители более 100 национальностей. Титульным этносом Республики Хакасия является тюркоязычный народ хакасы. Хакасский национальный краеведческий музей имени Л. Р. Кызласова - хранитель уникальных коллекций по культуре народов, проживающих на территории Республики Хакасия. Коллекция по этнографии хакасов составляет 6 тысяч единиц хранения, из них 4,5 тысячи - предметы основного фонда, является одной из наиболее востребованных в экспозиционной и научно-исследовательской деятельностях.

Истоки формирования этнографической коллекции относятся к 1929 г., когда в селе Усть-Абаканское был организован музей на общественных началах. Первыми предметами этнографической коллекции стали стационарная срубная восьмиугольная юрта с полным убранством, переданная представителем хакасской интеллигенции К. С. Тодышевым, который занимался культурно-просветительской деятельностью в Хакасии в 1930-е гг.

Традиционная одежда хакасов, как повседневная, так и праздничная, сохранила свою самобытность, несмотря на влияния различных культур. Праздничная одежда шилась из шелка. Повседневная – из шерстяных и хлопчатобумажных фабричных тканей.  Шелковая ткань привозилась в Хакасию купцами из Китая, Средней Азии. Одежда также шилась из материи ручного производства. Хакасы умело ткали материи из крапивного волокна – «озан», конопляный холст – «сабыр», сукно – «сикпен» и др. Промысловую одежду шили из войлока. При шитье одежды придерживались определенной цветовой гаммы. Праздничная одежда шилась из шелка красного, зеленого, бордового, синего цветов. Желтый цвет не использовался, он ассоциировался с духами заболеваний желтухи и малярии. У хакасов бытовали круглые бронзовые пуговицы с ушком. По религиозным воззрениям, такие пуговицы обладали особой силой против нечистых духов, которых можно поразить из ружья, заряженного ими. Помимо этого, в одежде на шве рукава под мышками и над обшлагами оставляли полоски «хут сыынч,ан,» - место притяжения человеческой души. Основным видом нательного белья у хакасских мужчин являлась рубаха, а у женщин - платье. Рубаха и платье были одинакового покроя - широкие в подоле, объемные в рукаве, с разрезом на груди и отложным воротником, только мужская рубаха была короче женской.

Праздничная рубашка на плечевых вставках украшалась вышивкой в виде зигзагообразных и волнообразных линий. Она обязательно подпоясывалась шелковым кушаком «чiбек хур» так, чтобы два конца завязывались и спускались спереди. Для пошива мужской праздничной рубашки использовалось до 5 метров ткани. Верхнюю одежду хакасские мужчины всегда носили с поясом «хур». Женское праздничное платье шилось прямое, передний подол кроился короче заднего. Рукава и обшлага женского платья обшивались материалом черного цвета. Платье украшалось национальным растительным орнаментом в виде бутона, три- и пятилистника, вьющегося побега с цветами. По краю обшлагов и подола нашивались надставки из материи другого цвета. Под воротником с двух сторон разреза пришивали перламутровые пуговицы, украшенные кораллами и серебряными навершиями.  Для пошива женского платья требовалось до 7 метров ткани.  Поясной одеждой у мужчин являлись нижние штаны («ыстан») и верхние брюки («чанмар»), у женщин – панталоны («сÿбÿр»). Зимней одеждой у хакасов были овчинные шубы («тон»). Женские шубы были двух типов: с отрезной спинкой («кизек чарынныг») и прямые («суур чарынныг»). Для повседневной носки служила нагольная шуба («суу тон») с прямой спинкой и небольшим шлейфом. По праздникам женщины надевали «купейке/купе тон» из осенней мерлушки прямого покроя, покрытой черным плисом. По хакасской традиции, задний подол кроился длиннее переднего. Обшлага рукавов обшивались мехом выдры со скошенным выступом «омах». Передняя сторона и полы шубы обшивались меховой опушкой «хума» из передних лапок белок или соболя. Для этого требовалось до 300 лапок. Затем внешние края «купе тон» отсрочивались черной мерлушкой. Над меховой опушкой шел декор из широкой каймы из шелка или парчи. Спинка и рукава украшались вышивкой, выполненной гладью и тамбурным швом в виде вьющегося побега с цветами. Воротник делался отложным, полы прямые. Для украшения использовалась декоративная вышивка, идущая по швам спинки и проймы рукавов. На одну хакасскую шубу шло девять овчин (три на спину, три на грудь и по одной на рукава и воротник).

Во время свадьбы свахи надевали свадебную шубу «идектiг тон» с вышивкой на груди в виде радужной каймы швом через край («чеек»), спинка декорировалась аппликациями «пыраат». Поверх шубы обязательно надевали безрукавку. Безрукавки женские были прямого и отрезного покроя с пришитой юбочной частью. Вырезы рукавов, ворот и верх запаха обшивались черным плисом.  На черный плис наносилась вышивка разноцветными шелковыми шнурками («чеек салган») в виде радужной каймы из трех чередующихся рядов. Женская безрукавка являлась принадлежностью замужних женщин и элементом свадебного костюма свахи. Девушкам и вдовам запрещалась носить безрукавку. Дополнительным элементом зимней праздничной шубы являлись праздничные рукавицы «хоос мелей». Женские праздничные рукавицы шились из овчины. Тыльная сторона рукавицы украшалась вышивкой в виде бутона, побегов с цветами и т. д. Верхнюю часть обычно декорировали шелковой лентой. По праздникам молодые девушки надевали халаты из сукна «сикпен/хаптал». Шалевый воротник покрывался черной хлопчатобумажной тканью.  На лацканы нашивались пуговицы («тана»). Клапаны карманов украшались вышивкой в виде трех лепестков. Концы обшлагов шили со скошенным выступом «омах». На спинку наносили растительный орнамент в виде цветов с побегами, линии соединения проймы рукавов обшивались декоративным тамбурным швом.  Головные уборы были различными. Летом мужчины носили черные войлочные шляпы «киис пöрiк», зимой - круглые меховые шапки на войлочной основе и рысьи малахаи. Женщины носили шапки «хапчых пöрiк» с круглым околышем из меха выдры или бобра. В свадебном костюме невесты головным убором являлась шапка «сахпы» из меха выдры. Сваха надевала особый головной убор «тÿлгÿ пöрiк» с высокой тульей. Традиционная обувь как мужская, так и женская шилась без каблуков. Были также праздничные сапоги («саллыг одек») на низком каблуке из пяти или семи слоев сафьяновой кожи разного цвета. Обувь украшалась бисером и мишурой. У хакасских женщин были различные украшения: навесные, накосные, нагрудные. К числу самобытных свадебных украшений относится нагрудное украшение «поғо». Пого являлось неотъемлемым элементом свадебного костюма свахи. Основа «чаба» делалась из хлопчатобумажной ткани, проклеенной клейстером в четыре слоя, или куска дубленой кожи. Она вырезалась в виде полумесяца с закругленными рожками и обтягивалась плисом или бархатом. На лицевой стороне пришивались перламутровые пуговицы, пространство между которыми заполнялось кораллом и бисером в виде кругов, сердечек, почек, трилистников. Вдоль бортов нагрудник поғо окаймлялся жемчужными пуговицами «ÿзÿмчÿк». По нижнему краю пускалась бахрома из бисерных снизок «силбiрге» с мелкими серебряными монетками на концах. По традиции, «поғо» готовили женщины своим дочерям перед свадьбой. К числу женских украшений относятся кольца «пурба», перстень «чустук», серьги «ызырга». В качестве украшения невесты на девичнике носили кисет с двух боков суконного халата. Все женские украшения хранились в деревянных шкатулках, называемых «абдыра». У мужчин обязательным атрибутом являлись нож с ножнами («хыныг пычах») и огниво («отых»), а также трубка («ханза»).

Этнографическая коллекция Национального музея – это память о культуре народа, который на протяжении веков формировал уникальные художественные формы в бытовых и праздничных вещах, совершенствовал и создавал орнаменты и узоры, ставшие сегодня характерным, самобытным маркером Культуры Республики Хакасия.

 

 

 

События и мероприятия

    Страницы

      Новости
      Программа Недели "Музей и дети"
      Решаем вместе
      Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!