Сотрудники музея – участники Великой Отечественной Войны

Петр Иванович Каралькин

 

В 2018 г. исполнилось 110 лет со дня рождения Петра Ивановича Каралькина (25 января 1908 г. – 10 сентября 1990 г.), известного этнографа, исследователя народов Саяно-Алтая, директора Хакасского областного краеведческого музея в 1939 — 1941 гг., фронтовика, заведующего сектором истории Хакасского научно-исследовательского института языка, литературы и истории (1946 – 1949 гг.), а также ведущего сотрудника Государственного музея этнографии народов СССР в Ленинграде.

П. И. Каралькин родился в 1908 г. в деревне Елтошь Нижнекумандинской волости Бийского округа Томской губернии в крестьянской семье. В 15 лет остался круглым сиротой. В 1924 г. он ликвидировал свою неграмотность в сельском пункте ликбеза. В 1925 г. П. И. Каралькин вступил в члены Коммунистического союза молодежи и стал заведующим Красным уголком, обеспечивая грамотных людей деревни литературой. Вступление в комсомол было для него значимым событием в жизни и дало большие возможности для собственной реализации. В 1927 г. П. И. Каралькин был избран председателем сельского совета и был участником Областного, а затем Всесибирского съезда Советов в Новосибирске (Документальный фонд ХНКМ им. Л.Р. Кызласова. Ф. 12. Оп. 12а. е. х. 6. ХКМ ВФ 1363/61).

Осенью 1928 г. он поступил на рабфак при Томском университете, а в 1931 г., после окончания рабфака, по рекомендации художника Н. Ф. Смолина поехал в Ленинградский художественный институт, но, не выдержав экзамен по живописи, отказался от мечты быть художником. В октябре 1931 г. П. И. Каралькин поступает на литературное отделение Ленинградского института народов Севера при ЦИК СССР.

После окончания института в 1934 г. он был направлен в Западно-Сибирский крайисполком, где был назначен на должность Ответственного секретаря Комитета Нового Алфавита.

В 1936 г. П. И. Каралькин поступил в аспирантуру Института Народов Севера и был слушателем исторического отделения до 1938 г. В связи с болезнью аспирантуру пришлось оставить, и он перешел на работу в Ленинградский государственный музей этнографии в отдел Сибири, где работал под руководством Леонида Павловича Потапова.

В 1939 г. по рекомендации музея был командирован Наркомпросом РСФСР в г. Абакан на должность директора Хакасского областного краеведческого музея, где в 1940 г. подготовил экспозицию, посвященную 10-летию Хакасской автономной области.

С первых же дней войны был призван в армию. Служил Петр Иванович на Дальнем Востоке - сначала рядовым, потом заместителем политрука, старшим сержантом  командиром отделения инженерных войск и сотрудником дивизионной газеты. Был демобилизован в декабре 1945 г.

В начале января 1946 г. П. И. Каралькин был принят в ХакНИИЯЛИ на должность заведующего сектором истории и младшего научного сотрудника. Был членом горкома ВКП(б) и членом Обкома ВКП(б), депутатом Абаканского городского Совета.

В 1949 г. вместе с семьей он переехал в Ленинград. До 1954 г. Петр Иванович работал в должности ученого секретаря Музея этнографии народов СССР. В 1955 г. он стал заведующим отделом Сибири и Дальнего Востока. За это время он успел совершить более двух десятков экспедиций. По итогам поездок были написаны несколько статей, в том числе и по кумандинцам.

В фондах ХНКМ им. Л. Р. Кызласова хранятся два блокнота П. И. Каралькина с его записями, датируемые 1943 – 1945 гг.

Один, озаглавленный как «Уссурийская тайга», в 27 листов 1943 – 44 гг. (Документальный фонд ХНКМ им. Л.Р. Кызласова. Ф. 12. Оп. 12а. е. х. 3. ХКМ КП 7516/49), другой, без названия, в 20 листов 1945 г. (Документальный фонд ХНКМ им. Л.Р. Кызласова. Ф. 12. Оп. 12а. е. х. 4. ХКМ КП 7516/50) Из дневниковых записей следует, что это не единственные дневники, в них даются ссылки на предыдущие, которые, возможно, сохранились и находятся в других архивах. Записи не постоянные, а велись от случая к случаю. Дневники вместе с другими документами П. И. Каралькина были переданы в музей в 2002 г. известным этнографом В. Я. Бутанаевым.

Военная часть, в которой служил П.И. Каралькин, скорее всего, находилась в селе Прохоры, ныне в Спасском районе Приморского края, расположенное недалеко от восточного берега оз. Ханка. Прохоры самый часто называемый населенный пункт в этих дневниках.

В целом, дневниковые записи можно разделить на несколько групп. Это, во-первых, история освоения и заселения Дальнего Востока выходцами из Европейской России и Малороссии. Петр Иванович по этому поводу пишет: «Местные жители Уссурийской области делятся на старожилов и новоселов. Старожилы – это преимущественно украинцы и переселенцы 1870 – 91 годов. Большинство из них прибыло морским путем. Их путь Одесса – Владивосток. Незначительная часть прибыла гужевым транспортом по старому сибирскому тракту». Здесь же приводятся выписки из книг, чьи авторы занимались описанием и изучением заселения переселенцами Дальнего Востока. Например, из книги «По Уссурийскому краю» В. К. Арсеньева и «Путешествие в Уссурийский край» Н. М. Пржевальского.

Поскольку значительная часть переселенцев на Дальний Восток была украинцами из южных губерний Российской империи (Черниговской, Полтавской и др.), прибывавшими сюда через Одессу на пароходах Добровольного флота, то значительная часть сельского населения сохранила украинский быт даже в 40-е гг. ХХ в. Это не могло ни привлечь внимания П. И. Каралькина. В своем дневнике он отмечает: «Старожилы сохранили обычаи и быт украинской деревни. Здесь не только сохранилась вся бытовая обстановка, но и план деревенской усадьбы. В каждом селе улицы простираются почти на два километра, позади с огородами и под окнами с садами дикой груши и ранета. Дома обычно побелены известью; карнизы и наличники окон украшены резьбой, иногда очень красивыми узорами. На два или три дома имеется колодец для набора воды, глубиной 12 – 15 м. Крыши покрыты оцинкованной жестью, а некоторые дома соломой или камышом. Обычное явление, что ни в одной усадьбе не имеется бани. Жители моются дома». Есть в дневнике и рисунки этнографических предметов – корейского коромысла, использовавшегося жителями с. Прохоры, и ступ для толчения кукурузы. Есть и описание свадебного обряда на Урале, записанного им со слов сослуживца из Свердловской области.

Особое место в  дневниках занимают описание сценок из жизни, рассказы и наброски или планы к ним. Рассказ о мальчишке-охотнике, сразившем ножом медведя, даже записан Каралькиным в двух вариантах. Второй рассказ - о женщине с ребенком, потерявшей продуктовые карточки, и её переживания. Среди набросков или планов других рассказов есть те, которые посвящены детским воспоминаниям и впечатлениям. Например, о Первой мировой войне, революции, о шаманах и их обрядах, о праздниках, о легендах и мифах. К сожалению, неизвестно, написал ли Петр Иванович эти рассказы в дальнейшем.

Интересовала Каралькина и непривычная природа края, и встречи его солдат с дикими животными.

Часть дневников посвящена самообразованию. П. И. Каралькин в армии много читает, и в дневниках появляются выписки из книг Добролюбова, Чехова, Бальзака и других авторов.

Часть записей озаглавлена «Из быта солдатской жизни» и состоит из зарисовок солдатской жизни и включает смешные выражения солдат.

Эти дневники или, точнее, записные книжки, написанные П.И. Каралькиным во время его службы на Дальнем Востоке, раскрывают нам многогранность интересов автора. Даже в условиях военных будней он находит время для этнографических и исторических исследований. Два дневника, хранящиеся в ХНКМ им. Л. Р. Кызласова, похоже лишь часть записей, сделанных Каралькиным во время войны, и существует вероятная возможность их обнаружения в других архивах.

 

Дневники (скачать)


Список литературы:

  • Документальный фонд ХНКМ им. Л.Р. Кызласова. Ф. 12. Оп. 12а. е. х. 3. ХКМ КП 7516/49
  • Документальный фонд ХНКМ им. Л.Р. Кызласова. Ф. 12. Оп. 12а. е. х. 4. ХКМ КП 7516/50)
  • Документальный фонд ХНКМ им. Л.Р. Кызласова. Ф. 12. Оп. 12а. е. х. 6. ХКМ ВФ 1363/61

Данные об авторах:

  • Таштандинов Игорь Иванович, ученый секретарь ГАУК РХ «Хакасский национальный краеведческий музей имени Л. Р. Кызласова»,
  • Гетманова Надежда Николаевна, хранитель научно-фондового отдела ГАУК РХ «Хакасский национальный краеведческий музей имени Л. Р. Кызласова»

События и мероприятия

    Страницы

      Новости
      Программа Недели "Музей и дети"
      Решаем вместе
      Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!