03 ноября 2020

Памятник Минину и Пожарскому

4 ноября Россия будет отмечать День народного единства. История этого праздника началась с освобождения Москвы от польско-литовских интервентов.

4 ноября Россия будет отмечать День народного единства. История этого праздника началась с освобождения Москвы от польско-литовских интервентов. В честь значимого для Руси события был сооружен Памятник Минину и Пожарскому — скульптурный монумент, посвящённый предводителям Второго народного ополчения 1612 года, а также окончанию Смутного времени и изгнанию польских интервентов из России. Он является первым крупным скульптурным памятником в Москве.

Идея об установке памятника героям освободительного ополчения возникла в 1802 году, когда петербургская Академия художеств предложила студентам в качестве рабочей темы подвиг нижегородского старосты Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского. В 1804-м адъюнкт-ректор Академии художеств Иван Мартос, проявив инициативу, выполнил модель памятника и представил её публике, которая положительно оценила его работу. Через три года была опубликована гравюра с первой модели памятника. Хотя это была не окончательная композиция, Иван Мартос уже в первом проекте отразил её основные черты: Минин и Пожарский были представлены освободителями Отечества от иноземной интервенции.

По распоряжению Александра I монумент должны были установить в Нижнем Новгороде, однако Мартос считал, что памятник должен стоять в Москве, где происходили основные события второго народного ополчения, и добился разрешения на установку. Работа над малой моделью памятника началась в конце 1811 года. Скульптор не прекращал заниматься им даже во время Отечественной войны 1812-го. При работе над фигурами Минина и Пожарского Мартосу позировали его сыновья. В 1815 году была закончена большая модель, создавать её помогал скульптор Иван Тимофеевич Тимофеев. На обозрение выставили обе модели, заслужившие всеобщее одобрение, с которых впоследствии сняли формы.

В первом проекте Минин стоял в подпоясанном хитоне, в плаще и вытянутой левой рукой указывал на Москву. Князь Пожарский, также облачённый в хитон, в сильно развевающемся плаще и римском шлеме, устремлялся вперёд. Одной рукой он высоко поднимал щит, другой держался за меч вместе с Мининым. В данной композиции скульптура Минина выглядела более статично, чем Пожарского, которой придавалось движение. Обе были фигуры композиционно связаны, как и в окончательной работе.

Гравюры нового проекта, разосланные по подписке в начале 1809 года, значительно отличались от первого варианта и почти совпадал с окончательным. Фигура Минина занимала главенствующую позицию с указывающим жестом правой руки. Одежда нижегородского старосты упростилась: он был без плаща, хитон стал похож на русскую рубаху. Образ Пожарского ещё не был найден, поэтому вместо изначальной стремительности движения стали более пассивны. Князь приподнимался с места, чтобы последовать за Мининым. Одежда Пожарского по-прежнему была античная, но щит с изображением нерукотворного Спаса стал больше похож на русский. Центром композиции оставался меч. Впоследствии произошли новые изменения в проекте, однако основные черты скульптурного монумента были заложены в этой работе.

В конечном варианте памятник приобрёл более строгий облик, а изменения в деталях фигур придали точности идейному замыслу. Минину всё так же отвели первую роль. Вскинутой рукой он призывает народ на борьбу с польскими интервентами, другой рукой передаёт меч Пожарскому, чтобы тот возглавил ополчение. Одет Минин в хитон с добавлением русского узора, что напоминает рубаху крестьянина, на ногах порты. Широкий шаг и выдающийся вперёд торс придают фигуре Минина уверенность и силу. Пожарский, опираясь на щит с изображением Спаса, приподнимается с ложа и принимает меч из руки Минина, нога его вытянута. Эта поза показывает, что князь ещё не оправился от ран, но готов последовать за призывом нижегородского старосты. Как и в гравюре, меч является центральным связующим звеном в композиции, олицетворяющим единство народа. Позади него находится шлем, который видно только с обратной стороны памятника. Высота скульптурной группы составляет около 4,6 м, по другим данным — 4,5 м.

В первом проекте на лицевой стороне пьедестала скульптор Мартос разместил барельеф, изображающий нижегородцев, приносящих пожертвования. Справа мужчины склонились под тяжестью подношений, слева — женщины, преклонившие колено, даруют украшения. На задней стороне постамента барельеф показывает сцену победы князя Пожарского над врагами. Сюжеты барельефов в следующем проекте остались прежними, но с другой расстановкой персонажей: композиция загромождалась лишними фигурами и не объединялась общим действием. Скульптор придавал большое значение расстановке барельефов, поэтому выдвинул пожертвования нижегородцев на первый план. В гравировке 1809 года постамент остался неизменным, а композиция барельефа существенно преобразилась. Она стала более лаконичной, пропали некоторые персонажи, но появились новые — отец с двумя сыновьями.

В окончательном варианте пьедестал, выполненный из красного финляндского гранита и украшенный бронзовыми барельефами, претерпел некоторые изменения. Фронтальный барельеф стал лаконичнее, количество фигур уменьшилось. Женщины с левой стороны и мужчины с правой подносят пожертвования. По сравнению с первым вариантом фигуры стали значительнее. Позы женщин выражают торжественность происходящего. Преклонив колено, они плавным движением рук возлагают украшения на алтарь Отечества. Женская одежда напоминает античную, но на головах русские кокошники. За фигурами женщин стоит отец, отдающий в ополчение двух сыновей. Здесь скульптор изобразил себя вместе с детьми. На обратной стороне постамента изображена батальная сцена. Барельеф посвящён победе народных ополченцев во главе с князем Пожарским. Сюжет также разделён на две части. Слева бегущие из Москвы поляки, с ужасом оглядывающиеся на победителей, справа Пожарский, возглавляющий храбрых воинов, на коне топчет и прогоняет с мечом врага. В целом барельефы, находящиеся в неглубоких нишах пьедестала, дополняют сюжет основной скульптурной композиции.

Высота пьедестала составляет около 3,7 м, длина — примерно 4 м, ширина — 2,3 м. Под пьедесталом находится терраса, также изготовленная из гранита, высотой примерно 1,1 метра. Для отливки монумента Мартос заключил договор с известным в то время литейным мастером Академии художеств Василием Екимовым.

К созданию памятника был проявлен огромный интерес, так журнал «Вестник Европы» издал статью, посвящённую отливке монумента и её благополучному завершению. Также там было подчёркнуто, что Василий Екимов одним из первых стал отливать фигуры полностью, а не частями. Сначала восковые фигуры 45 раз обмазывались жидкой смесью из толченого кирпича и пива, постоянно просушиваясь опахалами из перьев, а затем внутренность фигур заполнялась составом из алебастра и толчёного кирпича — калидра. В течение месяца 16 заранее установленных печей вытапливали воск, одновременно 1100 пудов меди с 10 пудами олова и 60 пудами цинка плавились в нескольких печах на протяжении 10 часов. Наконец 5 августа 1816 года произошла отливка, занявшая всего 9 минут. Впервые в России сложная композиция, состоящая из двух фигур, была отлита за один раз, кроме меча, шлема и щита.

За работу над памятником скульптор Иван Мартос был возведён в чин действительного статского советника с назначением пенсии 4000 рублей в год. Литейный мастер Василий Екимов получил 20 000 рублей и орден Анны II степени, скульптор Иван Тимофеев — 3000 рублей, архитектор Авраам Мельников — подарок.

После окончания работ 21 мая 1817 года монумент отправили водным путём из Петербурга в Москву. Его везли по Неве и Онежскому озеру, затем через Мариинскую систему, по Шексне до Рыбинска, оттуда Волгой в Нижний Новгород, где 2 июня памятник встретили огромные толпы. Далее путь шёл вверх по Оке до Коломны и завершился 2 сентября 1817 года на Москве-реке у стен Кремля.

До февраля 1818 года шли работы по возведению монумента. Изначально скульптурный монумент планировали поставить у Тверской заставы, однако Мартос выбрал расположение около Верхних торговых рядов на Красной площади лицом к Кремлю. Памятник установили посередине Красной площади перед Верхними торговыми рядами лицом к Кремлю. Монумент был окружен четырьмя фонарями, а с левой стороны стояла будка с охранявшим его гренадером.

20 февраля 1818 года состоялось торжественное открытие памятника. В начале мероприятия была исполнена оратория композитора Степана Дегтярёва «Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы», написанная им в 1811 году. В открытии участвовали четыре сводных гвардейских полка, прибывшие из Петербурга, позднее приехали все члены императорской семьи во главе с императором Александром I, а также чины двора. Кремлёвские стены и башни вместе с крышами прилегающих зданий были заполнены людьми.

В начале XXI века монумент оказался в удручающем состоянии: металл корпуса с годами истончился, в нём образовались дыры, сильной коррозией покрылись металлические прутья каркаса. Реставрационные работы, выполненные в 2010—2011 годах, позволили укрепить памятник.

На 2017 год памятник Минину и Пожарскому передан в ведение Государственного исторического музея Москвы и нуждается в реставрации. По словам директора музея Алексея Левыкина, будет проведено тщательное обследование вместе с Министерством культуры, реставрация намечена на 2018 год — к 200-летнему юбилею памятника. Кроме того, музей обязался поддерживать памятник в надлежащем состоянии.

События и мероприятия

    Страницы

      Новости
      Программа Недели "Музей и дети"
      Решаем вместе
      Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!