Каталог Археологии

Впервые Хакасский национальный краеведческий музей им. Л. Р. Кызласова представляет каталог археологических предметов эпохи средневековья (IX – XIV вв.). В каталог внесено 173 изображения предметов из коллекций фондов «Археология», среди них коллекция из раскопок проф. Л.Р. Кызласова, коллекция случайных находок и сборов разных лет. Каталог состоит из категорий: оружие – украшения ремня – конская упряжь – украшения сбруи – орудия труда – керамика. Предметы каждой категории является свидетельством уровня высокого развития Хакасии в эпоху средневековья в IX – XIV веках (ссылка на статью «Древнехакасское государство»). Это время когда степной древнехакасский рыцарь, стоял на страже наших границ (ссылка на фото всадника).

Текст: доктор исторических наук И. Л. Кызласов
Фотография: Е.В. Золотухин
Компьютерная вёрстка, дизайн, программирование: К. А. Чебодаев
Подбор предметов, описание: Э.Н. Киргинеков
За поддержку проекта выражаем благодарность М. М. Серякову

Проект выполнен в рамках Долгосрочной республиканской целевой программы «Развитие информационного общества в Республике Хакасия (2011 – 2015 годы) по подпрограмме «Информатизация отрасли Культура», выполнение работ по разработке программного продукта «Электронный каталог по фондам археологии Хакасского национального краеведческого музея имени Л. Р. Кызласова» Хакаский национальный краеведческимй музей

И.Л. Кызласов

Древнехакасское государство

Древнехакасское государство, сложилось на Среднем Енисее после освобождения этих земель от гуннского владычества как результат слияния в один народ – древних хакасов – прежних насельников (динлинов) и новых поселенцев (кыргызов). Последние на долгие века составили здесь правящий слой, единственную династию, и потому в источниках государство часто называлось кыргызским. Древнехакасская держава оказалась одним из самых крупных, развитых и долговременных государств Сибири. Стабильность населения и его традиций отмечают хорошо изученные древности, беспрерывно развивавшиеся с I века до н.э. вплоть до XVIII века – поры вхождения страны в состав России.

В IX веке, перейдя южную границу своей первоначальной вотчины – хребты Западного Саяна, и потратив четверть столетия на войну с Уйгурским каганатом (820-847 годы), войска Кыргыз-кагана подчинили себе всю Южную Сибирь и большую долю Центральной Азии. Страна надолго объединила и определила развитие земель и народов от Иртыша до Байкала и от Ангары до Гоби. В Х-XII в. древние хакасы поэтапно оставили южные степи, за которые не держались, ибо они, выходцы из другого мира, так и не перенесли свою столицу на Орхон – на место тюркского и уйгурского престолов. Иное дело сибирские рубежи. От Оби до Байкала они, несмотря ни на что, включая и Чингизово нашествие, твердо удерживались вплоть до XVIII века.

Кыргызы, будучи аристократическим родом страны, обладали глубокой исторической памятью (в IX в. они возводили свои властные права к I веку до н.э.), они не считали себя ниже императоров Китая, не стремились иметь с ними общую границу и «не думали служить как вассалы». Понятно, что и в отношении других стран они (по словам перса-географа Х в.) «несправедливы и безжалостны, отличаются воинственностью и склонностью к распрям; со всеми народами, которые находятся вокруг них, они воюют и враждуют». За 4 века могущества имя кыргызов – последней тюркоязычной знати Центральной Азии, стало синонимом степной аристократии вообще и, после распада огромной страны в XIII веке, было воспринято другими тюркскими народами (кыргызами Тянь-Шаня, киргиз-кайсаками, т.е. казахами, вошло в исторические предания якутов и монголов).

Политическая система древних хакасов, с гуннов не знавших чужой власти, была самобытна: древние корни (внутри страны каган носил оставшийся от динлин самодийский титул ажо «отец») сочетались с построением чинов на манер Китая. «Государь у них, – пишет летописец, – есть имеющий большую власть, в присутствии его не садится никто, кому нет сорока лет от роду». Сложная иерархия владетелей и чиновников, разделялась на 6 разрядов: министров (семь человек), главноначальствующих (трое), управителей (десять) и не имеющих штатного числа делопроизводителей, предводителей и тарханов. В стране официально использовалось енисейское руническое письмо (отличное от орхонского). Одних руководителей секретариатов в стране было 15. Династийные браки связывали древнехакасских владык с тюрками, тюргешами, карлуками. Источники говорят о городах и быте каганов, праздниках и музыке. Обо всем этом следует рассказать в последующих очерках.

Законы, по которым жила страна, были двух разных уровней. Божественные установления, данные свыше, назывались «тёрю», их соблюдение лежало на кагане. Они берегли страну и народ, позволяли «устраивать» весь мир. Людские же «законы их очень строги, – писали современники-иностранцы. – Произведший замешательство перед сражением, невыполнивший посольской должности, подавший неблагоразумный совет государю, так и за воровство, приговаривают к отсечению головы. Ежели вор имеет отца, то голову его вешают отцу на шею, и он до смерти обязан носить ее». За выполнением закона должны были следить особые судьи. Как видим, законы древних хакасов далеко ушли от родового права: три первых защищают интересы государства, а четвертый – частную собственность. Вместе с тем, смертью карали лишь в 4 случаях (в СССР – в 17, в правление же государей, присоединивших Сибирь, – в 35 при Алексее Михайловиче и в 122 случаях – при его сыне Петре I).

Мощь власти опиралась на регулярную армию. Летопись указывает: «строевого войска 80.000», т.е. речь идет о бронированной коннице (ссылка на категорию – оружие, конская упряжь). Для сравнения вспомним, что 10 веков спустя при Бородино (в 1812 г.) встретились две армии в 130.000 (Франция) и 110.000 человек (Россия). Древнехакасское войско разде¬лялось на подразделения: тумены (по 10.000 человек), тысячи, сотни и десятки. В 20-тилетней войне IX в. выросли опытные полководцы, возглавлявшие дальние походы: на Средний Иртыш, города Восточного Туркестана, к верховьям Амура. Экспедиционные корпуса достигали 70.000 воинов. Трудно представить, какова была потребность такого войска в железе и стали, бронзе и олове, ином снаряжении и амуниции. Сохранились восторженные отзывы о древнехакасском вооружении. Они подкрепляются археологией. Так, форма бронебойных наконечников стрел тысячелетней давности оказалась во всем подобна применяющимся в нашем ракетостроении пробойникам для особо твердых материалов, а клинки однолезвийных мечей уже к VIII в. приобрели облик шпаг, распространившихся в Европе только в XV веке. Воины получали особую выучку – мечи предназначались не только для рубки, но и для колки, снабжались специальными устройствами для фехтования.

Подлинная сила страны была в орошаемом пашенном земледелии, в горном деле, металлургии, искусной металлообработке, в опиравшейся на государство дальней торговле (ссылка на категорию – орудие, кермика).

Масштабы оросительных систем были поистине громадны. Обычная длина магистральных каналов составляла 6-8 км, но известны каналы по 15-20 километров (под д. Знаменкой), по 25-30 (на Уйбате) и даже 40 километ¬ров (на реке Базе). Подсчитано, что для создания базинского канала потребовалось вынуть до 300 тысяч кубометров земли. Для этого был необходим ежедневный выход на работу 1000 человек в течение шести месяцев. А ведь кроме этого, сооружались плотины и дамбы. На Уйбатском канале со¬хранившаяся древняя головная плотина, сложенная из земли и камня, еще в начале нашего века достигала четырех метров высоты. Другая дамба при длине в один километр сохранилась на высоту в 2 метра, а ее толщина в основании была 5-6 метров. Многие участки русел современных рек специалистами-гидрологами признаны размытыми со временем искусственными каналами. Например, река Бея более 10 километров течет теперь по древнему рукотворному руслу, Ниня ранее не впадала в Камышту, их некогда соединили каналом, Сухой Уйбат – полностью ставший рекою канал. Есть подозрение, что и река Ниня – не природное явление, а творение древнехакасских ирригаторов.

В иноземных описаниях находим упоминания 9 видов злаков, возделывавшихся в средневековой Хакасии. Хлеба выращивали так много, что, согласно арабским источникам, восходящим к X веку, «жители страны построили на реке... мельницы, на которых перемалываются в муку рожь, рис и другие зерновые знаки. Из этой муки пекут хлеб или же их едят сваренными каким-либо другим образом – это и составляет их питание». Даже в условиях монгольского нашествия товарный хлеб поступал на внешние рынки вплоть до XIV века.

Состав стада, указанный древними летописцами, нехарактерен для кочевого общества: «В этой стране выращивается много лошадей, быков и овец. Лошади имеют очень короткую шею и чрезвычайно жирны. Их откармливают для еды», «имеют верблюдов, коров, овец; коровы наиболее многочисленны; у богатых земледельцев достигают несколько тысяч голов». Характерные дополнения вносят раскопки – на поселениях и в курганах встречены кости свиней и куриц, с такой живностью не покочуешь.

Еще одной основой комплексного хозяйства было высокоразвитое горное дело, металлургия и ремесло (ссылка на несколько категорий – украшения сбруи, ремня, пряжки). Существовали особые поселения плавильщиков руды и кузнецов. Археологами вы¬явлены остатки многих древних металлургических горнов, в некоторых местах они сплошной полосой тянутся на несколько километров. Анализ железных изделий показал, что производилась главным образом высококачественная сталь, нередко многослойная (булат). «Железо очень крепко и остро, работа также отменна и искусна», «хорошее железо», «отборно и остро», – вторят археологии строки хроник. Источники сообщают о местных золотых и серебряных рудниках – «самых лучших», о том, что «жители страны… применяют много ухищрений для добычи драгоценных камней». Широта и массовость, искусность художественной обработки металлов резко отличают материальную культуру средневековых хакасов от соседних народов. В IX-X веках особенно многочисленно узорное бронзовое литье, а в X-XIV вв. и позднее – инкрустация и аппликация серебром и золотом по железу.

«Сие государство, – пишет летопись XI века, – было всегда в дружественных связях с Даши (примерно Таджикистан – И.К.), Туфань (Тибет) и Гэлолу (Семиречье)». Что же получали оттуда древние хакасы? Взглянем на праздничное собрание глазами его современника и сразу же заметим: «женщины носят платье из шерстяных и шелковых тка¬ней, которые они получают из Аньси, Бэйтин (города в Восточном Туркестане) и Дахя (Афганистан)». Подобная торговля была обеспечена международными договорами, устанавливавшими периодичность и размер поставок: "из Даши не более двадцати верблюдов приходило с узорчатыми шелковыми тканями; но когда невозможно было уместить всего, то раскладывали на двадцать четыре верблюда. Такой караван отправлялся один раз в каждые три года». На территории Хакасско-Минусинской котловины найдены стеклянные изделия из мастерских Сирии, монеты, зеркала и сабли с арабскими и персидскими надписями, предметы центральноазиатского и дальневосточного производства (не только предметы роскоши, такие, как зеркала или фарфор, но и необходимые в хозяйстве плужные лемехи и отвалы, монеты и т.п.). Некоторые вещи привозились из далекой Кореи и с островов Японии. Найдены и изделия, вышедшие из камнерезных мастерских Средней Азии, пользовавшихся индийским полудрагоценным сырьем.

Изделия древнехакасских умельцев высоко ценились во многих странах. С Енисея, кроме хлеба и металлических изделий, вывозили меха, ароматный мускус, ископаемые бивни мамонта, древесину (березу и другие породы), ловчих птиц, лошадей и прочие продукты скотоводства. Археологические находки показывают – в IX-X веках предметы древнехакасского ремесла достигали Приамурья на востоке и Хазарского каганата на западе, в XI-XII веках торговые караваны с Саяно-Алтая систематически приходили в Волжскую Болгарию и на Киевскую Русь. В Приуралье и Поволжье проникновение древнехакасских изделий вызвало моду на них и местные подражания. Об этом стоит подробно рассказать в одном из последующих очерков.

Культура древних хакасов широко воздействовала на другие народы. Это особенно заметно в художественной обработке металла, в VIII-X вв. повлиявшей на облик изделий курыкан, чжурчженей, киданей, народов степного Алтая, а в XIII-XIV вв. – кыпчаков и официальный стиль Монгольской империи. Второй стала область духовности – вместе с ростом страны широко распространялась в Азии и ее официальная письменность – енисейское руническое письмо (отличавшееся от орхонского), а также ставшая в Древнехакасской державе с VIII в. государственной манихейская религия. Она была затем воспринята кимаками, киданями и другими монгольскими народами.

Цветущая страна почти столетие противостояла монгольскому нашествию – с 1207 по 1293 год. Тяжелыми для народа, но темными для историков из-за отсутствия источников, были последующие 300 лет, XIV-XVI века. Потому, когда вновь появились описания хакасских земель, сделанные пришедшими в Среднюю Сибирь русскими, в них уже не оказалось упоминаний городов, орошаемого земледелия, рудников, письменности и многих иных давних достижений местного общества. Все это было утрачено в изнуряющем противодействии чужеземному игу. Но свободолюбие оставалось по-прежнему. Потому первый русский острог в пределах «Кыргызской землицы» появился в 1596 году, а последний – только в 1718.

Пряжки

Оружие

Конская упряжь

Предметы

Керамика

Украшение сбруи

Ременные наконечники

Table of Contents